31.07.2014

Продолжение. Начало в № 22 от 4 июня 2014 года

Дилярам АРКИН, «Т.»  

 В прошлом номере газеты «Т.» мы рассказали о коррупционных схемах, которые применялись при закупке военного оборудования Министерством обороны. Напомним, в 2008 году Счетным комитетом при проверке военного бюджета страны было выявлено неэффективное использование средств на сумму 50 млрд. тенге.

В редакцию нашего издания попали прелюбопытные документы, раскрывающие схемы, как на самом деле проводились тендеры и в угоду каких именно высокопоставленных военных лиц.

Как стало известно, только 2007 году Минобороны было необоснованно заключено 29 договоров и проведен государственный закуп товаров на сумму 4067,9 млн. тенге.

При проверке счетной комиссией выяснилось, что все эти договоры были составлены командованием аэромобильных войск с никому неизвестными ТОО «Клен», «Орион» и «Прометей». И только после расследования оказалось, что эти ТОО являются аффилированными фирмами полковника Каира РАХИМОВА (на фото), среди офицерского состава известного как «черный полковник».

Служил в войсках Рахимов более 25 лет – начинал с рядового и поднялся до заместителя командующего аэромобильными войсками по воздушно-десантной подготовке. На последней руководящей должности он был уличен в попытке провернуть махинацию. Но уголовного дела на Рахимова заводить не стали. Чтобы замять скандал, командование решило просто уволить его в запас. Но долго на гражданке гулять Рахимову не пришлось и уже через некоторое время он снова возвращается на службу отечеству, но уже не в качестве военнослужащего, а продавца оружия. Здесь не обошлось без помощи старых сослуживцев, которых были заинтересованы в своих процентах от покупки военной техники.

Таким образом, только за 2007 год Министерство обороны заключило с Рахимовым 37 договоров на общую сумму 7 миллиардов тенге. Поверьте, не каждому поставщику просто так достается такое счастье.

Но кто именно из числа «серых кардиналов» Минобороны лоббировал его интересы? Попробуем разобраться в этом на основе документальных фактов.

Как следует из материалов дела, в 2005 году через компанию «Орион» и «Прометей» Рахимов стал поставлять бывшим своим начальникам прицелы для охотничьих ружей, парашюты и другое военно-техническое имущество. Сумма фигурирует тут немалая – около 17 млн. тенге. Удачно провернув сделку с командованием Аэромобильных войск, через год Рахимов снова заключает с ним договоры на поставку оружия на сумму 490 млн. тенге.

В 2007 году Рахимов создает еще одно ТОО под названием «Клен». Таким образом, сразу три фирмы, принадлежащие полковнику, смело участвуют в гостендерах не только Министерства обороны, но даже и пограничных войск КНБ и других силовых структур. Как рассказывают бывшие сослуживцы, Рахимов становится вхожим в кабинеты замминистра обороны Николая ПОСПЕЛОВА, Болата ДАРБЕКОВА и начальника департамента экономики и финансов, полковника Иманжусупа АКПОМБАЕВА, начальника ГУМТО Максата ОРЫСПАЕВА и командующего аэромобильными войсками, генерала Мурата МАЙКЕЕВА. Именно с их помощью Рахимов успешно заключает еще 29 договоров способом закупки из одного источника, где документы по госзакупке утверждают одни и те же должностные лица из МО.

В протоколах конкурсных комиссий необходимость закупки оружия именно у этой фирмы связана… «с непосредственной угрозой национальной безопасности Казахстана». И это в то время, когда в 2005–2007 годах никаких угроз не существовало!

За три года успешной коммерческой деятельности Рахимова с генералами Минобороны склады ракетно-артиллерийского вооружения заполнились 10 000 прицелами, предназначенными для охотничьих и спортивных ружей. Отметим, что на сегодняшний день это оружие так и осталось бесхозным и продолжает ржаветь на армейских складах.

В 2007 году при министре обороны Даниале АХМЕТОВЕ была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности десантной части №18404. Проверкой было установлено, что на 2006 год каким-то образом высшим военным командованием были изысканы полмиллиарда тенге из незапланированного годового бюджета на военные нужды страны. В графе «товары» значились те самые злосчастные прицелы. Итого было составлено 57 успешных договоров Министерства обороны с компанией «Орион» и «Прометей», несмотря на то, что в актах выполненных работ отсутствовали сертификаты соответствия по наименованиям и стоимости оружия.

Более того, комиссией была установлена недопоставка оружия на общую сумму 11,9 млн. тенге, тогда как по акту выполненных работ все товары были приняты в полном объеме как по количеству, так и по качеству.

А теперь самое интересное. Этот акт ревизии был представлен начальнику департамента по экономике и финансам полковнику Акпомбаеву, который не стал докладывать о нарушениях новому министру обороны. Напомним, в ту пору президентом страны на кресло руководителя оборонного ведомства был назначен Даниал Ахметов, человек гражданский и несведущий в военных премудростях. Воспользовавшись непрофессионализмом министра, дело было замято в тиши кабинетов.

Фирмы Рахимова по-прежнему продолжали участвовать в гостендерах.

Но и это еще не все. Как выяснила проверка, в лоббировании интересов Рахимова участвовал не только финансисты МО, но и другие военные тяжеловесы.

Вот еще одна любопытная бумага. В 2007 году генерал-майор Майкеев ходатайствует перед замминистра обороны Козы-Корпешем ДЖАМБУРЧИНЫМ с просьбой снова выделить денежные средства из госбюджета на сумму 625,9 млн. тенге фирмам Рахимова на закупку для стрелкового оружия оптических приборов дневного и ночного видения с коллиматорными прицелами. Как указано в представленном ходатайстве, данный вид оружия «позволит получить преимущество в ходе огневого столкновения, так как сокращает время наведения оружия на прицеливание в полтора-два раза днем и в 3–4 раза ночью».

В январе 2007 года при отсутствии утвержденного годового плана МО и аэромобильных войск на госзакупки, департамент экономики и финансов Минобороны изыскивает деньги в размере 1,8 млрд. тенге, в том числе и на несуществующую услугу по модернизации 3500 парашютов. 11 января того же года командование Аэромобильных войск заключает с Рахимовым еще 17 договоров. Все протоколы конкурсной комиссии утверждены командующим Аэромобильными войсками генералом М. Майкеевым, несмотря на то, что сетка этих прицелов позволяет охотнику определять дальность до «кабана», имеющую высоту до 50 см, и «лося» – до 1,5 метра.

При работе комиссии Счетного комитета была установлена подложная документация с искажением технических характеристик на закупленные прицелы, подписанная Рахимовым. Выяснилось, что на сетках закупленных прицелов отсутствует деление шкалы, определяемое в «тысячных». Проще говоря, сетки этих прицелов должны были совпадать с сетками прицелов боевой машины пехоты и БТРов.

Но и это еще не все. Список хищений можно исчислять не одним томом уголовных дел. Но об этом уже поговорим в следующем номере.

Наперед отметим, что все фигуранты этой скандальной истории, как ни странно, не только остались на своих местах, но даже больше – получили очередные воинские награды и звания. Более того, один из военачальников в том же году приобретает в престижном районе г. Алматы 12 соток земли и два 2-этажных коттеджа – один в южной столице, другой – в Турции, при его ежемесячной зарплате в 150 000 тысяч тенге. Стоимость их оценивается в 3 млн. долларов США.  Уголовное наказание понесли, как всегда, офицеры низшего звена, не имеющие собственных квартир и вовсе не платежеспособные.

Самому Рахимову удалось сбежать за рубеж. Он находится в международном розыске по линии Интерпола. Впрочем, сами правоохранительные органы не спешат его экстрадировать, поскольку могут полететь высокопоставленные головы. По нашим данным, сейчас Рахимов находится в Болгарии, где открыл ювелирный магазин, этакий свечной заводик на старость лет. И, как говорят, доволен судьбой, а государство и его военная безопасность остались с носом.

«Красавчики» и попавшиеся

Казахстанские эксперты объяснили, чем могут обернуться нововведения в Уголовном кодексе РК, сообщает Total.kz

Согласно новой редакции документа, госслужащие, растратившие государственное имущество, смогут избежать тюремного заключения.

Обновленный Уголовный кодекс, который находится сейчас на рассмотрении в сенате, предусматривает декриминализацию статей по экономическим видам преступлений. Главное, чего требует новый УК, – вернуть все то, что своровал.
«Пусть с офшора все вернет в Казахстан, на место все поставит, и тогда не будем наказывать в виде лишения свободы», – сказал  первый заместитель генпрокурора РК Иоган МЕРКЕЛЬ.
При этом он уточнил, что данная норма не коснется людей, которые совершили экономические преступления до 2015 года. Именно с этой даты, если, конечно, верхняя палата казахстанского парламента одобрит поправки, обновленный кодекс вступит в законную силу.

Депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ считает, что данная норма показывает бессилие государства в борьбе с коррупцией. «Получается, что нарушается принцип неотвратимости наказания – украл, выпил, в тюрьму. Предлагаются новые либеральные формулы: украл, попался, домой, и украл, не попался – красавчик! Существуют серьезные риски создания ОПГ по «распилу» и прикрытию этого «распила» до истечения сроков исковой давности. Кроме того, общество не поймет государство, которое за украденного барана отправляет за решетку, а за возмещение украденных народных миллионов или миллиардов чиновника, пойманного за руку, оставят на свободе», – объяснил мажилисмен.

Дело еще в том, продолжил он, что многие чиновники могут украсть сотни миллионов и отсидеть полсрока без возмещения ущерба и хищений. Далее они выходят на свободу наслаждаются обеспеченной жизнью.

Известный казахстанский адвокат Михаил КЛЕНЧИН со своей стороны сообщил, что, согласно действующему законодательству, присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. «Однако отнюдь не всегда за счет конфискации имущества удается возместить причиненный государству ущерб. А учитывая, что в любом случае занимать должность проворовавшийся не сможет, то логично было бы его «наказать рублем», одновременно возмещая причиненный государству вред. В этой связи введение в Уголовный кодекс нормы о возможности применения альтернативного вида наказания, не связанного с лишением свободы, но при условии полного возмещения, является оправданной и разумной мерой», – резюмировал Кленчин.

Продолжение следует

Источник газета «Трибуна.Коммунист Казахстана»

№23 от 11 июня 2014г.